беседа корреспондента газеты «Суворовский натиск» подполковника Сергея ДУДКИНА город Хабаровск
Спокойный, легко идущий на контакт, без видимых усилий — скорее наоборот — искренне и располагающе улыбающийся...
Ну, что еще? Ах, да: волевое лицо и фигура человека, весьма далекого от «кабинетного стиля» работы. Да пусть простит меня Евгений Перфильев (о нем же речь!), но именно о таких, как он, судя, как это обычно водится, по «одежке», принято говорить: на нем бы землю пахать — вспашка б зяби возросла! Почему попался он на пути — судите сами. Не знаю, для кого как, но для меня инженер-конструктор, профессия которого уже подразумевает некое «тогдашнее» высшее учебное заведение, где не быть комсомольцем трудно, а не сдать хотя бы зачет по теории марксизма-ленинизма нельзя, решивший вдруг стать старейшиной протестантской церкви Христа ранее работавший (или как — служивший?) пастором корейской — в Хабаровске! — пресвитерианской церкви, что имела обыкновение собираться во Дворце пионеров Железнодорожного района (Господи, пути твои и впрямь неисповедимы!), — это, извини уж меня, читатель, — нонсенс. Длинновато, витиевато сказано? Согласен. Ибо мыслям тесно и словам просторно. Особенно одна мысль — крамольная! — бередит: а вдруг он прав — что тогда? А с другой стороны:
если прав я — безбожник, хотя и крещеный, — как с Перфильевым-то быть? Пригвоздить к позорному столбу? Так это уже было — с Христом ... Не хочется быть Понтием Пилатом.
Стало быть, полку церквей Хабаровска прибыло: в стадии регистрации в отделе юстиции администрации края находится церковь Христа, где старейшиной станете вы. Это — непреложный факт: станете. Но — не умею извиняться, но приходится — давайте по порядку: как это все случилось, кто подвигнул, где вы обретаетесь и вообще — зачем все это надо?
— Можно подумать, что вы первый задаете такие вопросы. Они просты и вместе с тем сложны — в зависимости от того, стоим ли мы по разные стороны баррикад с наганами в руках или же пытаемся если не побрататься, то хотя бы договориться о долгосрочном перемирии и сотрудничестве. Только не спрашивайте меня о том, что мы, верующие, можем дать взамен. Ну, скажем, проходит по средам у нас в одной из аудиторий мединститута изучение Библии, а по воскресеньям — вечеря Господня с преломление и Хлеба и питием — спасибо, что не улыбнулись хотя бы на это слово! — виноградного сока, что олицетворяет кровь Нового Завета. Нас 30, человек, Но это только начало. Поиски Истины приведут к нам еще многих...
...Что, естественно, но мне, Фоме неверующем, вызывает внутренний протест. Почему, вместо того чтобы самим преобразовывать Россию мы, то есть вы, должны уповать на чье-то милосердие? Не кажется ли вам, что этот жест похож на... нынешнюю гуманитарную помощь Запада? Правда, здесь сегодня и конкретно, пусть и в виде посылок с утратившими срок годности концентратами, а там эта помощь вообще белыми нитками шита: загробный мир не проверишь, дошла «посылка» или нет?
— Что ж ответить на это нетрудно. Я по специализации, и по недавней профессии, икженер-конструктор. Автомобилист. Закончил Хабаровский политен, Естественно, член ВЛКСМ — в прошлом. Ушел из комсомола сам — в период предперестроечной катавасии.
Что значит «катавасии»?
— Церковь отделена от государства — по ныне хило здравствующей Конституции, как и армия вне политики. В общем, можете считать, что ушел по идейным соображениям: надоело ощущать себя обманываемым, причем явно, на каждом шагу и, что интересно, без видимой пользы для власть предержащих: дулю в кармане все равно чуть ли не каждый второй держал. Первое ощущение нереальности происходящего пришло годам к семи: говорили взрослые одно думали другое, делали третье. О религии мыслей не было: ведь абсолютно никакой литературы! «Созрел» окончательно в институте... когда прочел впервые «Настольную книгу атеиста». Пытался читать тогда Библию — показалось неинтересно. Может, потому, что книга та оказалась без первых трех глав Ветхого Завета, самых, что называется, читабельных...
Наверно, поэтому вы и ушли в Церковь Нового Завета, что... Ветхого не знали?
— Ветхий — путеводитель ко Христу. Новый - жизнь Иисуса, четыре Евангелия, становление первой церкви и послания первым христианским церквям.
И главное: идея того. что надо вернуться к старым принципам, к первоисточникам, отметая «стилистические» наслоения, человеческие обычаи и предрассудки, даже политические. Ветхий Завет написан пророками израильскими — это религия евреев.
Вы — антисемит?
— Даже слишком сильный интернационалист! Но гордый за русских. Мы не самые плохие люди на Земле (смеется).
Верующие всех стран, соединяйтесь?
— Но я ведь весь прошлый год работал с корейской церковью, пресвитерианской. Пастор Нам Ил У пригласил, и я не смог отказать. Года за три до этого ходил в церковь адвентистов седьмого дня, что в районе радиоцентра попал чисто случайно: прочитал на заборе объявление о встрече адвентистов с общественностью, Ну как же: перестройка (читай: свобода совести и вероисповедания и, где-то даже гласность взамен правды). Но спасибо и на том: сподобились и мы узнать кое-что о светлом будущем не из уст очередного генсека.
О светлом будущем, разумеется, в кавычках?
— А это уж как вам заблагорассудится... Послушал я тогда пресвитера Сергея Михайловича Алексеева, с месяц раздумывал: ходить — не ходить на богослужения. Потом с самим пресвитером встретился, поговорили хорошо о Новом Завете и — стал я «диссидентом».
Звучит интригующе и... как-то двусмысленно: диссидентство предполагает ведь какое-то внутреннее противление внешнему злу, некий религиозный «андеграунд». Или все дело в том, что адвентисты седьмого дня — те же протестанты, выступающие против официально признанных, ветхозаветных, канонов и догм «нормальной» христианской церкви?
— Да, дело и в этом тоже. Ибо все протестантские церкви «родом» из Америки, куда, начиная с конца 15-го века стекались все диссиденты от религий, начиная с последователей Мартина Лютера.Там протестантизм развился, прочно став на ноги в борьбе за чистоту Веры свободной от разного рода конъюнктурных соображений, идеологических, политических наслоений, которыми, как ракушками днище, корабля, обросла за столетия Церковь. Отказ от икон, излишней помпезности соборов, изнурительных и физически, и морально для прихожан ритуалов привел к тому, что обходимся мы практически одной кафедрой для проповедей (для чего не случайно арендуем на время богослужений вузовские лекционные аудитории) и Библией.
В лоне пресвитерианской церкви вы оказались из тех же соображений — очищения и прощения?
— То было Божьим Промыслом. Товарищ по КБ, куда я устроился после института, переписывался с одним пресвитерианцем из Америки, что, согласитесь, даже по приснопамятным перестроечным временам видимой свободы совести не очень-то приветствовалось соответствующими компетентными органами. Однако отступать было поздно, и я написал заокеанскому единоверцу письмо уже от себя с просьбой передать пастору, кстати, доктору богословия. Тот ответил, прислав книги и свои выкладки по ним, и свое прочтение религиозных текстов. Его мысли оказались схожими с моим мироощущением.
Строить или разрушать? Вот в чем вопрос.
Созидать, объединяя все церкви в одну, что и являет собой пример экуминистнческого движения, к которому примыкает и московская патриархия: возвращение к истокам, первоначальному варианту — единой и неделимой Церкви, На 50-й день после распятия Христа Дух святой излился на первых учеников, и появилась первая Церковь.
Меня больше смущает другое: как в принципе могло случиться» что в стране, где подавляющее большинство до недавнего времени составляли убежденные марксисты-ленинцы (а ранее и — сталинцы), то биш сплошь атеисты (хота бы из карьеристских соображении), вдруг появилась такая масса верующих, такое количество церквей самого разного толка — на любой, что называется, вкус и цвет? Просто диву даешься! И это при том всеобщем «одобрямс!», что пронизывало некое новое сообщество, имя которому «советский народ», который и школах учила одному, веру насаждали повсеместно в одно лишь светлое будущее — коммунизм...
— Христос необходим для тех, кому необходим: страждущим, тем, кто ищет правду-, которую не находит в окружающем мире. Скажите мне как на духу: есть правда?
Кто у кого спрашивает?... «Наверно» есть.
— Ищущий да обрящет. Кто ищет ее, тот к нам и приходит, открывая Правде сердце. Ведь она, по идее, должна быть одна. Как Церковь.
Жаль только, никто точно, со стопроцентной, так сказать, уверенностью не знает, где же эта Правда на самом деле, и в чем она заключена... Впрочем, это схоластический спор, поэтому опустимся на грешную землю: как отнеслись в семье к столь разительным переменам в сознании бывшего инженера-конструктора, еще совсем недавно бойко сдававшего зачеты и экзамены по... безбожию в вузе?
— Мама — неверующая, отец, полковник в отставке, отдавший четверть века '' ВДВ, тоже. Они... никак не отнеслись. Жена, судья районного суда в Хабаровске, — нормально. Хотя у нас и нет знакомых, кто бы свои отношения с Богом строил на безусловной вере.
Дочке 6 лет, вот у нас с ней полное взаимопонимание: детские занятия в воскресной школе она посещает с удовольствием, увлеченно вырезает, клеет сюжетные картинки на библейские темы. И очень гордится, что папа старейшина.
Надо полагагь, что должность сия не от возраста и жизненного опыта, скорее — дань традиции?
— "Старейшина" — это слово синоним пресвитеру, пастору, епископу. Так в Новом Завете, Да я и по жизни старший "лейтенант" запаса, командир автовзвода... необученный - несколько раз отказывался от призыва на сборы из пацифистских соображений. Хотя, скажем, Дэвид Бинкли, спонсор Церкви, служил на американском флоте, о в крайвоенкоате поморщились, но пошли навстречу моей просьбе, с тех пор больше не трогали. Доведется же Отечество защищать — пойду с чистым сердцем и душой.
Мне нравится ваша откровенность: не боитесь «подставнться». Поэтому будьте, прошу вас, до конца честны и в ответе на следующий вопрос: на что существуете? Понимаю, хуже нет заглядывать в чужой карман, но, как ни крути, вы, помимо того, что являетесь старейшиной, еще и глава семейства, вынужденный содержать несколько иждивенцев, которым не под силу зарабатывать себе на хлеб насущный самостоятельно. Стоит ли говорить о пожертвованиях прихожан?
— Вряд ли. Хоть и пускаем по рукам мы по воскресеньям корзинку для пожертвований, но на эти деньги не прожить: община не из богатых. Помогает спонсор Дэвид Бинклн. Он у себя в Мариэтте, штат Джорджия, не только старейшина такой же, как у нас, церкви, но и глава фирмы по продаже компьютеров: старые «перелицовывает» на новые. Занимается и лизингом; дает нашим медучреждениям оборудование напрокат — с последующим выкупом. Так, обещал он недавно аппаратуру консультативной поликлинике МНВП «Карат» и лично заведующему кафедрой поликлинического обучения ХГМИ, декану лечебного факультета Владимиру Федоровичу Быстровскому. Обычно Дэвид слово держит! Уверяя, что в Америке много людей, готовых
поддержать материально малоимущих россиян, он предлагает также гуманитарную помощь. Но тут действует жесткий принцип: помощь должна оказываться без обезлички — только из рук в руки. Законы социализма действуют куда более эффективно при капитализме, чем у нас: контроль и строгий учет, доверяй, но проверяй...
Странное дело, но ушел Евгений Перфильев из редакции после разговора... совсем не обиженным. Ни на вопросы подчас не самого деликатного свойства, ни на интерес к нему, бывшему некогда в обывательском представлении о религия в обществе персоной нон грата, как к кому-то не от мира сего. По-прежнему не от мира сего. Трудно, знаете ли, перебороть в себе культивируемое годами предубеждение: на нем землю бы пахать, а он!... Какой-то заокеанский святоша-бизнесмен ему деньги зарабатывает, чтоб он жил если не припеваючи, то явно не перетруждаясь
И вообще — не потому ли Россия вечно страдала от дураков и плохих дорог, что инженеры-строители шли в проповедники, а здоровенные мужики, косая сажень в плечах и ладони с лопату, не на работу до седьмого пота, а в церковь, замаливая свое безделье и наплевательство к нормальному обустройству России неустанными молитвами и постами?
Ведь и в армию нынче и калачом-контрактом не заманишь «мучеников • веры»:
религия не позволяет брать в руки автомат. Но кто же тогда защитит стариков и детей, если, отказников будет больше, чем призывников? Добрый дядюшка «из-за бугра»? Уж он-то точно «защитит»,.. коли сам в добровольцы-колонизаторы запишется!
Наверное, я не прав. И свобода совести не должна зависеть именно от обывательского мнения. Но почему свобода эта — лишь для верующих? А для атеистов что? Не хотелось бы вновь вернуться к «задам», памятуя о том, что повторение — мать учения, и вновь броситься из крайности в крайность: раньше церкви жгли, ныне — дома политпроса...
|